Эксперты обсудили организацию обучения иностранных студентов в период COVID-19

Эксперты обсудили организацию обучения иностранных студентов в период COVID-19

26.02.2021

25 февраля на площадке Российского университета дружбы народов в рамках проекта «Экспорт образования» прошла стратегическая сессия, на которой обсуждались вопросы организации смешанного обучения иностранных граждан в период COVID-19.

Мероприятие проходило в формате веб-конференции, участие в которой приняли руководители и сотрудники международных служборганизаций высшего образования, представители Совета Федерации, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства иностранных дел РФ, Главэкспертцентра и МВД России.

Модераторами дискуссии выступили проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова и директор ФГБУ «Главэкспертцентр» Вера Скоробогатова.

Открыла стратегическую сессию заместитель начальника управления разрешительно-визовой работы МВД России Светлана Бутикова. В своем выступлении она рассказала об изменениях в миграционном законодательстве, которые вступили в силу в 2021 году, а также ответила на многочисленные вопросы участников мероприятия.

В новых условиях глобальной пандемии, вызванной вирусом COVID-19, система высшего образования России столкнулась с серьезными вызовами, требующими неординарных решений.

О новых вызовах и точках роста в период пандемии короновируса для российской системы высшего образования в целом и Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова в частности рассказала ректор НГЛУ Жанна Никонова. Она отметила, что обеспечение качества обучения иностранных студентов в условиях пандемии короновируса осуществлялось в тесной кооперации с зарубежными вузами-партнерами. Реализация сетевых образовательных программ для иностранных студентов позволила вузу повысить качество образования, увеличить количество иностранных обучающихся и преподавателей, создать онлайн-подфак для иностранных студентов, увеличить количество вузовских мероприятий с международным участием.

О сложностях и нюансах организации образовательного процесса в условиях карантина, таких как закрытие государственных границ большинства стран, территориальная и часовая разобщенность фактического нахождения иностранных обучающихся, отсутствие доступа к глобальной сети интернет и технологиям, снижение социальных контактов и полное отсутствие каких-либо альтернативных вариантов обучения, рассказала проректор по международному образованию Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Ольга Ходакова.

В ходе своего выступления спикер также раскрыла стратегические задачи Сеченовского университета по эффективной организации учебного процесса для иностранных обучающихся в условиях карантина. В частности, она подчеркнула, что университет занял проактивную позицию в части сохранения мотивации к обучению, осуществлял активное информационное взаимодействие с каждым иностранным обучающимся, обеспечил качество образовательного контента при переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, всячески способствовал социокультурной адаптации иностранных студентов.

Опытом организации практической подготовки иностранных граждан в период эпидограничений поделилась первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета Евгения Жданова. Эксперт отметила, что с целью организации практики иностранных студентов, университетом был масштабирован опыт использования в учебной и научной деятельности виртуальных лабораторий, виртуальных рабочих мест и онлайн-тренажеров. Новым форматом проведения производственной практики для обучающихся по направлению Химия стало виртуальное знакомство с Барнаульским пивоваренным заводом, в рамках которого иностранные студенты смогли освоить все этапы современного производства продукции, не выходя из дома, на основе видео и фотоматериалов, представленных на сайте организации.

Как помочь адаптироваться иностранным студентам к освоению академических программ в условиях пандемии короновируса рассказала проректор по международной и молодежной политике Кубанского государственного аграрного университета Татьяна Полутина. В ходе выступления докладчик отметила важность информационной поддержки иностранных обучающихся в период карантина, реализации мероприятий, направленных на организацию досуга, помощи в выполнении учебных работ, в решении личных и финансовых проблем.

В рамках стратегической сессии начальник Управления образовательной политики Российского университета дружбы народов Александра Воробьева поделилась опытом проведения онлайн-сессии для иностранных студентов в РУДН. В своем выступлении докладчик вскрыла сложности промежуточной аттестации иностранных студентов в зимнюю сессию, таких как плохое качество Интернет-соединения или его отсутствие, усталость от увеличения нагрузки, расширения доли самостоятельной подготовки, разные часовые пояса студентов и обозначила пути их решения. Выступая перед участниками стратегической сессии, спикер уделила большое внимание инструментам проведения итоговой аттестации, сделав акцент на проведении онлайн-экзаменов с помощью прокторинга – системы наблюдения, которая позволяет исключить подсказки и списывания.

Интересным кейсом по проведению летних и зимних школ как формы поддержки иностранных студентов по ликвидации пробелов в усвоении учебных материалов в условиях пандемии поделилась начальник управления международных связей Волгоградского государственного медицинского университета Наталья Альшук.

Тему летних и зимних школ для иностранных студентов обучающихся в России продолжили эксперты Новосибирского государственного университета, представив проект «Путешествуем по России». Цель проекта – предоставить иностранным студентам обучающимся в российских университетах, и не имеющих возможности выехать во время каникул на родину, возможность познакомиться с регионами России.

После обсуждения лучших практик вузов России с докладом выступил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов. В своем выступлении он отметил, что в условиях противоэпидемических ограничений особое беспокойство вызывает организация полноценного образовательного процесса, обеспечивающего в том числе проведение модулей практической подготовки специалистов. В этой связи уже сегодня необходимо задуматься о компенсационных механизмах, которые способны восполнить пробелы дистанционного обучения. Несмотря на наличие хороших практик использования цифровых образовательных продуктов, нельзя говорить о том, что они могут полностью заменить практическую подготовку. Эти вопросы сегодня обсуждаются депутатами Государственной Думы и сенаторами Совета Федерации. Подводя итог своему выступлению сенатор подчеркнул, что Совет Федерации держит на особом контроле все вопросы, связанные с обеспечением качества высшего образования в условиях пандемии и ждет от участников сессии экспертной позиции и предложений в части корректировки нормативно-правовой базы.

Подводя итог всей дискуссии, модератор мероприятия Лариса Ефремова высоко оценила работу стратегической сессии. «Мероприятие прошло на очень высоком экспертном уровне. У участников сессии уже сформировался определенный опыт работы с иностранными студентами в период пандемии короновируса, наработаны практики. Этим надо делиться, а также принимать участие в нормотворчестве. Сегодня властям  крайне необходимо слышать позиции профессионального сообщества. Традиционно мероприятие обозначило новые экспертные треки для движения вперед» - заключила проректор РУДН.



Написать организаторам

Введите код
captcha