Обучение «ворон» и поколение смарт: дижитал пространство – новая реальность образования

Обучение «ворон» и поколение смарт: дижитал пространство – новая реальность образования

10.09.2019

Междисциплинарность и цифровизациия – основные характеристики прошедшей 24-26 июля 2019 г. на базе Института иностранных языков РУДН международной научной конференции Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация. Мероприятие состоялась под эгидой Исследовательского комитета 04 (Социология образования) Международной социологической ассоциации (ISA) и впервые участников Middle-Termконференции принимала российская сторона.

202 участника, 62 из которых иностранцы - представители 30 стран, 140 соотечественников из 17 регионов России собрались к открытию Пленарного заседания.

Президент Исследовательского комитета (Социология образования) – профессор Европейского университета Кипра Мариос Врионидес в своем пленарном докладе «'Массовость' высшего образования: непреднамеренные последствия и глобальная социологическая перспектива» отметил, что тенденция массовости высшего образования в мире – это прагматичный ответ на рыночный спрос. Но каковы последствия этой тенденции и снижает ли эта доступность социальное неравенство? Вовсе нет – соотношение между представителями высших и низших классов в вузах в разных странах остается ощутимым (8 к 1 в Великобритании и Франции, 7 к 1 в Бельгии и Норвегии, 5 к 1 в США). Более того, «утечка мозгов» лишает страны источников ценного человеческого капитала, что Мариос и продемонстрировал на примере Греции.  

«Проблема образования - не в вузах, а в школах» - так начал свое выступление «Высшие навыки мышления и культуры» профессор Папского католического университета Чили Мигель Нассбаум.

- Мы живем в реальности, когда автомобили станут водителями, когда большая часть журналистских статей создается компьютерными программами, а не людьми, но в школах обучение происходит по принципу тренировки ворон. Ролик, продемонстрированный профессором Нассбаумом (https://www.youtube.com/watch?v=AVaITA7eBZE) – яркая и буквальная иллюстрация этого процесса: за нас выстроен алгоритм, мы должны его запомнить и повторить. А где же практическая польза, способность к анализу, критике и творчеству? Современная цифровая реальность дает новые возможности. Второй ролик «Танец» (https://www.youtube.com/watch?v=Ebp8AXKX0d8) – демонстрация эффективности фрагментарности мышления: чтобы понять движения танцоров в стиле Майкла Джексона, героине ролика пришлось до миллиона раз просматривать видеофрагменты, чтобы понять движения, воспроизвести их и создать уже собственный танец. По ее словам, «в интернете ты можешь смотреть и обучаться самому… но в школьном классе у тебя нет такой возможности». Эта совсем новая форма обучения, которой владеет именно современное поколение, и которая, несмотря на все технологические достижения и компьютеризацию классов, отсутствует в школах.

Все дни конференции были насыщены выступлениями и дискуссиями в рамках 16 секционных заседаний. По одной и той же социальной проблематике в области современного образования сталкивались работы разных научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, лингвистики, культурологии. «Для самих участников это оказалось откровением. Осязаемость междисциплинарности научного пространства была настолько явная, что осознавалась докладчиками как объемное пространство, в которое каждый из них вносит свой кусочек практики, свой срез реальности» - так охарактеризовала секционную работу конференции главный организатор, вице-президент Исследовательского комитета «Социология образования» от России, доктор социологических наук, заместитель директора ИИЯ РУДН по научной работе Светлана Алексеевна Шаронова.

По словам Светланы Алексеевны, вторая важная характеристика научных дискуссий конференции – это смарт-технологии, цифровизация и дижитал-пространство. «Даже те секции, в названии которых не было подобной терминологии, на деле отражали эти современные трансформации общества. Участники, существуя в этом качественно новом пространстве, реализуя свои проекты и исследования, фактически и создают эту новую научную парадигму».   

В рамках конференции состоялись также:

- методологический семинар по лонгитюдным исследованиям гостьи из Польши, профессора социологии Университета Николая Коперника в Торуне Кристины Шафранец;

- круглый стол с главными редакторами и представителями высокоиндексированных международных журналов (“Globalization, Societies and Education”, “Computers and Education”, "Asia-Pacific Journal of Teacher Education", "International Journal of Educational Research", "Cogent Education", "Interpreter and Translator Trainer"). Выступления Сьюзан Робертсон (Великобритания), Мигеля Нассбаума (Чили), Тиен_Хуэи Чэнга (Тайвань), Эльзы Уэртос-Баррос (Великобритания) были практически ориентированными и давали конкретные рекомендации по написанию научных статей: что должен представлять из себя абстракт, как сформулировать главный методологический вопрос и сделать грамотное заключение, почему не рассматриваются статьи со старыми источниками литературы, почему отклоняются статьи с огромным количеством цитирования и самоцитирования, как важно для авторов пройти редакторскую правку носителями языка, и другие. Представители научного департамента РУДН, представители российских журналов, вошедших и планирующих войти в МБД ВоС и Скопус, смогли задать свои вопросы, дать свои комментарии.

По мнению директора ИИЯ РУДН Наталии Леонидовны Соколовой: «Конференция состоялась на 100 %»!

С материалами конференции можно ознакомиться на сайте:

http://conference-ifl.rudn.ru/



Написать организаторам

Введите код
captcha